3 семестр. Тема1.1.Введение. Тема 1.2. классификация микробов.Организация микробиологической службы. Задание № 1. 1. Прочитайте главу учебника «Предмет микробиологии. История ее развития» , заполните таблицу:
Задание № 2. Если Вы хотите получить дополнительные баллы к итоговому рейтингу, подготовьте презентации по любой из предложенных тем: «Краткий исторический очерк развития микробиологии.», « Вклад в развитие микробиологии Л. Пастера, Р. Коха, И. Мечникова, Э. Дженнера, Д.Самойловича и др. микробиологов". Требования к качеству презентации см. в конце рабочей тетради. Задание № 3. Ознакомьтесь с этапами настройки микроскопа, запомните их. Используйте данный алгоритм при микроскопировании на практическом занятии. Этапы настройки микроскопа для работы: 1.макровинтом поднимите тубус на 1-2 см (движением винта на себя) 2.поднимите конденсор до упора. 3. револьвер так, чтобы над столиком оказался малый объектив с увеличением «8» или «9». 4.вращая зеркало, добейтесь равномерного освещения поля зрения микроскопа.
Перевод микроскопа в нерабочее положение. 5. Поставьте микроскоп на место, закройте его колпаком ( для предохранения его от пыли). Тема 1.3. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ. УЛЬТРАСТРУКТУРА БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ Задание № 1. Заполните таблицу:"Морфология бактерий. Основные и дополнительные структуры бактериальной клетки. Их назначение". Табл. № 1
Табл. № 2 Задание № 2. Заполните таблицу "Общая характеристика основных групп микроорганизмов»
Задание № 3. Ознакомьтесь с этапами приготовления мазка и окраски по Граму, запомните их. Используйте данный алгоритм при окраске мазков на практическом занятии. ЭТАПЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ МАЗКА. 1. Обезжиривание стекла: предметное стекло натирают кусочком мыла, а затем марлевой салфеткой с обеих сторон. 2. Нанесение материала: положить стекло на стол, при помощи пипетки нанести каплю физ. раствора на стекло, в нее поместить исследуемый материал (зубной налет, налет с языка, миндалин, задней стенки глотки и др.). Равномерно ее растереть тонким слоем величиной с 1-2 копеечную монету. Держа левой рукой предметное стекло (за ребрышки), обвести границы мазка с обратной стороны маркером. 3. Высушивание мазка: производят или при комнатной температуре или над пламенем горелки до полного исчезновения влаги. 4. Фиксация: физический способ - 2-3 раза проносим мазок через середину пламени спиртовки.(2-3 сек.) химический способ-мазок опускают трехкратно в смесь Никифорова (пол объема эфира и пол объема спирта). Окраска по Граму Оснащение: - набор красителей ( бумага по Синеву или раствор генцианового фиолетового, раствор Люголя, спирт 96 град., фуксин Пфейффера) - готовые препараты - лоток с рельсами -пинцет -фильтровальная бумага Цель: это универсальный метод окраски, позволяющий разделить все микробы на Грам-положительные и Грам-отрицательные. Этапы:
Результат окраски. В зависимости от результатов окраски все микроорганизмы делят на две группы — грамположительные и грамотрицательные. Грамположительные бактерии имеют толстую клеточную стенку, т.к. содержат много пептидогликана (муреина), который образует комплексное соединение с йодом и основным красителем (генциановым фиолетовым). Этот комплекс не разрушается при действии спирта, и бактерии сохраняют фиолетовый цвет. Грамотрицательные бактерии –тонкостенные, т.к. содержат мало пептидогликана и не способны удержать основной краситель. Под действием спирта краситель вымывается, клетки обесцвечиваются и окрашиваются дополнительным красителем (фуксином) в красный цвет. Тема 1.4.Физиология микроорганизмов. микробиологический метод диагностики Изучите материал учебника и лекции «Микробиологический метод диагностики. Питательные среды» ( см. сайт studentld2013.narod2.ru) и ответьте на тестовые задания. Тестовые задания по теме: "Питательные среды". Запишите номер или номера правильных ответов: 1. Исходным сырьем для приготовления основных питательных бульонов является: А. мясо; Б. панкреатический перевар Хоттингера; В. гидролизат кильки; Г. гидролизат кормовых дрожжей; Д. плацента; Е. казеин; Ж. желатин; З. агар-агар. 2.Среды, позволяющие получить преимущественный рост одних микробов при одновременном подавлении других, называются: А. дифференциально - диагностические; Б. элективные; В. консервирующие; Г. среды обогащения
3. При посеве на дифференциально-диагностические среды выявляются следующие свойства микробов: А. ферментативная активность; Б. подвижность; В. морфологические свойства. Дополните: 4. Вещества для уплотнения сред: А. _______________ Б. ________________ Запишите номер или номера правильных ответов: 5. Условия хранения питательных сред: А. при комн. температуре; Б. в холодильнике; В. в морозильнике. 6. Нельзя хранить при комнатной температуре следующие среды: А. с yглеводами; Б. с кровью; В. с сывороткой; Г. простые. 7. Нельзя стерилизовать при температуре более 1000С среды: А. простые Б. с кровью В. с углеводами Запишите номер или номера правильных ответов: 8. Оптимальная рН среды для большинства патогенных микробов: А. 7.2…7,4; Б. около 8,0; В. ниже 7,0. 9. Методы контроля качества готовых питательных сред: 1)_________________________, 2)_________________________, 3)_________________. 10. Агаровые среды: А. плавятся при температуре _________ ; Б. застывают при температуре ________ . Тема 1.5. Основы экологической микробиологии. Микробиоценоз человека и окружающей среды. Ответьте письменно на контрольные вопросы.
Заполните таблицу № 1: Микрофлора окружающей среды" Табл. № 1
Табл. № 2 Заполните таблицу № 2: "Нормальная микрофлора организма человека"
Тема 1.6. Действие факторов внешней среды на микроорганизмы. Дезинфекция. Стерилизация. Изучите материал учебника и лекции по теме. Найдите в Интернете информацию по любой из предложенных тем и подготовьте презентацию: А. Современные методы асептики. Б. Современные антисептические средства. В. Современные дезинфектанты. Г. Современные стерилянты. Д. Плазменный метод стерилизации. Е. Гласперленовые стерилизаторы.
тема 1.7.Микробиологические основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных болезней. 1.Заполните таблицу: «Основные характеристики антибиотиков»
2.Если Вы хотите получить дополнительные баллы к итоговому рейтингу, подготовьте презентации по любой из предложенных тем : «История открытия антибиотиков», «З.Ермольева – создатель отечественного пенициллина», " Механизмы лекарственной резистентности бактерий", « Александр Флеминг- создатель первого антибиотика», «Побочные действия антибиотиков». Тема 2.1.Учение об инфекционном и эпидемическом процессе. Изучите материал учебника и лекции , ответьте на тестовые задания по теме «Понятие об инфекционном и эпидемическом процессе» Запишите номер или номера правильных ответов 1.Патогенность - это способность микроба 1-вызывать заболевание 2-воспринимать окраску 3-расти на питательных средах 2.К основным факторам патогенности Гр+ микробов относится 1-способность окрашиваться по Граму 2-наличие цитоплазмы 3-продукция экзотоксина 4-продукция эндотоксина 5-форма клетки 3.Вирулентность - это 1-способность роста микробов на питательных средах 2-степень патогенности 3-способность воспринимать окраску 4.Место, через которое возбудитель проникает в организм, называется 1-фактором передачи 2-механизмом передачи 3-входными воротами инфекции 4-восприимчивым организмом 5.Следующее утверждение верно: 1-анатоксин - это взвесь обезвреженных микробов 2-патогенность - мера вирулентности 3-живые вакцины содержат вирулентные микробы 4-аутоинфекцию вызывают представители нормальной микрофлоры 6.Экзотоксином называется 1-токсичный белок, вырабатываемый клеткой при ее жизни 2-продукт распада микробной клетки 3-обезвреженный токсин 4-фермент, расщепляющий клеточную стенку 7.Эндотоксином называется 1-токсичный белок, вырабатываемый клеткой при ее жизни 2-продукт распада микробной клетки 3-обезвреженный токсин 4-фермент, расщепляющий клеточную стенку 8.Анатоксином называется 1-токсичный белок, вырабатываемый клеткой при ее жизни 2-продукт распада микробной клетки 3-обезвреженный экзотоксин 4-фермент, расщепляющий клеточную стенку 9.Симптомы общей интоксикации являются, как правило, следствием действия на организм 1-экзотоксина 2-эндотоксина 3-анатоксина 4-сыворотки 10.Больной жалуется на общую слабость, разбитость, субфебрильную температуру, головную боль, боли в мышцах, повышенную утомляемость, снижение аппетита. Все это является симптомами 1-менингита 2-сердечно-сосудистой недостаточности 3-общей интоксикации 4-тифозного статуса 11.Заболевание, при котором источником инфекции может быть только человек, называется 1-антропозооноз 2-зооноз 3-антропоноз 4-сапроноз 12.После укуса клещом ребенок заболел энцефалитом. Клещ в данном случае явился 1-переносчиком инфекции 2-механизмом передачи 3-источником инфекции 4-входными воротами инфекции 13.После укуса клещом ребенок заболел энцефалитом. Такой механизм передачи инфекции называется 1-трансмиссивным 2-контактным 3-фекально-оральным 4-парентеральным 14.Через день после употребления немытых фруктов у больного появились клинические симптомы дизентерии. Такой механизм передачи называется 1-трансмиссивным 2-контактным 3-фекально-оральным 4-парентеральным 15.При контакте с птицами можно заразиться орнитозом. Птицы в данном случае будут являться 1-переносчиком инфекции 2-механизмом передачи 3-источником инфекции 4-входными воротами инфекции 16.У больного диагностирована гонорея и сифилис. Заражение произошло одновременно. Это является примером 1-суперинфекции 2-рецидива 3-смешанной инфекции 4-повторной инфекции 17.Через 7 дней после нормализации температуры у больного брюшным тифом снова появились симптомы этого заболевания. Это является примером 1-суперинфекции 2-рецидива 3-смешанной инфекции 4-повторной инфекции 18.У больного наблюдаются высокая температура, головная боль, рвота, ригидность затылочных мышц и другие симптомы, характерные для менингита. Этот период заболевания называется 1-инкубационным 2-продромальным 3-периодом разгара 4-период выздоровления 19.Через 6 месяцев после перенесенного брюшного тифа при полном клиническом выздоровлении из фекалий больного постоянно высевается возбудитель брюшного тифа S.typhi. Это является примером 1-суперинфекции 2-бактерионосительства 3-вторичной инфекции 4-повторной инфекции 20.Больной жалуется на общую слабость, недомогание, головную боль, тошноту, субфебрильную температуру и другие симптомы общей интоксикации. Такие симптомы, как правило, характерны для 1-инкубационного периода 2-продромального периода 3-периода разгара 4-периода выздоровления 21.Период инфекционного заболевания, в котором происходит размножение возбудителя в организме, но еще отсутствуют какие-либо клинические проявления заболевания, называется 1-инкубационным 2-продромальным 3-периодом разгара 4-периодом выздоровления 22.Основным резервуаром бешенства в природе являются грызуны и хищные животные. Такие заболевания называются 1-антропонозы 2-зоонозы 3-зооантропонозы 4-сапронозы
|
|
|
|
© student060101 |